/ Выступления Главы РА, Председателя Правительства РА

Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Алтай за 2013 год

20.05.2014

Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Алтай за 2013 год

Уважаемый Иван Итулович, уважаемые депутаты, приглашенные!

2013 год в республике был объявлен Годом спорта. В то время, как вся наша страна готовилась к ярчайшему спортивному мероприятию – Олимпийским играм в Сочи, мы в Республике Алтай поставили целью привлечь внимания всего населения к занятиям физической культурой и спортом.

В результате комплексной работы доля населения, которая систематически занимается физической культурой и спортом, увеличилась и превысила 6% от общей численности, это почти 34 тысячи человек.

Безусловно улучшилось материально-техническое состояние объектов спорта. После реконструкции введен республиканский стадион «Спартак», реконструирован физкультурно-оздоровительный комплекс в селе Онгудай, открыт спортивный зал для занятий художественной гимнастикой в селе Майма. Построены спортивные залы в школах в селах Усть-Мута, Белый Ануй и Сугаш, открыты спортивные залы в селах Нижняя Талда, Верх-Ануй, Джазатор. Реконструированы спортивные площадки в селах Турочак, Кебезень, Ело, Паспарта, Балыкча. Построен летний спортивно-оздоровительный лагерь в селе Усть-Сема, две хоккейные коробки в селах Соузга и Манжерок.

В соответствии с Соглашением между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Республики Алтай получена финансовая поддержка для спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации по базовым олимпийским и паралимпийским видам спорта, в размере 4 млн 789 тыс. рублей. Расширен перечень базовых видов спорта: к гребному слалому, греко-римской борьбе, легкой атлетике добавились рафтинг, самбо, дзюдо для слабослышащих.

В рамках Года спорта в республике прошло 489 спортивных мероприятий (ранее – 350 мероприятий в год). Наиболее массовыми стратами стали XV летняя Олимпиада спортсменов Республики Алтай, общероссийские старты «Лыжня России», «Российский Азимут», «Оранжевый мяч», «Кросс Нации». Всего в соревнованиях приняли участие свыше 17 тысяч человек, в соревнованиях за пределами республики выступили 327 человек. Наши спортсмены завоевали немало титулов, особо хочу отметить, что впервые представитель Горного Алтая Аймерген Аткунов стал чемпионом Всемирной летней Универсиады (по борьбе самбо). 43 спортсмена представляют Республику Алтай в составе сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта.

Всего в 2013 году на развитие спорта было направлено более 148 млн рублей, что принесло свои результаты. Хотелось бы выразить благодарность Парламенту и депутатам за ту поддержку, которую вы постоянно оказывали Правительству в этом вопросе.

2014 год в Российской Федерации в Республике Алтай объявлен Годом культуры. С какой базой открывается этот значимый год? За последнее время кардинально изменилось отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.

Задача органов власти в области культуры – это поддержка профессионального искусства, музейного дела, библиотечной системы, сохранение и популяризация культурного наследия, промыслов, ремесел, подготовка и проведение юбилейных мероприятий, памятных дат.

В июне 2013 года в Горно-Алтайске прошло заседание Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, на котором рассматривался вопрос о межкультурном сотворчестве и формировании единого евразийского пространства. Примечательно, что именно с этого мероприятия у нас в республике Совет Федерации при участии Председателя Валентины Матвиенко начал этап подготовки к Году культуры.

Результативно прошли выездные слушания комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Российской Федерации. Был обсужден обширный круг вопросов, прежде всего, касающихся сохранения культурного наследия, развития хорового искусства, проблемы образования.

В преддверии года мы первые в России открыли филиал Всероссийского хорового общества, и это событие будет иметь исторический смысл для нашего поколения и наших детей.
С 2006 по 2013 год были построены и реконструированы 13 объектов культуры на общую сумму более 1 млрд. 448 млн. рублей. Жители региона могут гордиться зданиями Национального театра имени П.В. Кучияк, Национального музея им. А.В. Анохина, реконструированы площадь им. Ленина в г. Горно-Алтайске, центральная площадь в селах Майма и Усть-Кан, площадь и сквер у памятника Г.И. Чорос-Гуркина, построен мемориальный комплекс Н.У. Улагашева в с. Паспаул Чойского района.

В октябре 2009 года открыты модельные современные библиотеки в селах Паспаул, Соузга, Усть-Кан, Ело, Жана-Аул, что стало возможно благодаря привлечению федерального финансирования. Из федерального бюджета в 2011-2013 годах поступило 2 млн. 107 тыс. руб., которые были направлены на комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов муниципальных библиотек, подключение общедоступных библиотек к сети Интернет и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки.

Большое внимание уделяется взаимодействию с Общественной палатой, общественными и религиозными организациями, а также вопросам межнациональных отношений. Не менее важная составляющая - это дети, их участие в культуре и искусстве.

В рамках праздничных мероприятий будут проведены Республиканский конкурс среди учащихся школ искусств «Юные дарования», Республиканский хореографический конкурс, посвященный Международному Дню танца, Фестиваль народного творчества «Манжерок - 2014».

Активно ведется работа по поддержке талантливых детей и молодежи. С 1 января 2014 года учреждена премия для талантливых детей и молодежи в размере 20 тысяч рублей. Всего с 2012 года было поощрено 32 лауреата 16 премий в различных областях культуры.

С 2013 года ежегодно проводится конкурс на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры и их работниками за счет федеральных средств (лучшим муниципальным учреждениям культуры - 100 тыс.рублей, лучшим работникам муниципальных учреждений культуры - 50 тыс.руб.).

ИСПОЛНЕНИЕ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА ПО РОСТУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

В предыдущем отчете я говорил, что вся практическая деятельность Правительства Республики Алтай на ближайшую перспективу будет направлена на реализацию указов Президента России. В тесном взаимодействии с депутатским корпусом мы ведем эту работу второй год.

Основные приоритеты, определенные Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным - это обеспечение достойного уровня жизни наших граждан, развитие инфраструктуры, инноваций, активное привлечение инвестиций в создание высокоэффективных и высокопроизводительных рабочих мест, развитие общественных институтов, сохранение, приумножение и пропаганда культурных ценностей, возрождение духовности.

Важнейшей задачей является повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Хотел бы остановиться на результатах этой работы за прошлый год.

Уровень зарплаты работников учреждений культуры доведен до 57% от средней зарплаты по экономике. Она составила 11 793,7 рублей (при плане 56,1%). К 2018 году ее средний уровень необходимо довести до средней заработной платы в республике. По сравнению с 2006 годом среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры увеличилась в 2,8 раза.

Средняя заработная плата педагогических работников системы общего образования доведена до уровня 101,2% от средней зарплаты по экономике региона и составила 20 821,2 рублей (это в 2 раза больше, чем в 2010 году).

В системе профессионального образования стоит задача довести к 2018 году среднюю заработную плату преподавателей и мастеров производственного обучения до уровня не ниже средней по экономике региона. Обязательство Республики Алтай в 2013 году - 75% от средней заработной платы по региону выполнено, зарплата данной категории составила 87,6% к средней зарплате (18 019,2 рублей) и 131% к уровню 2011 года.

Средняя заработная плата педагогических работников, оказывающих социальные услуги детям-сиротам, составила 66% от средней заработной платы по региону или 13 584,9 рублей (при контрольном значении 55,4%).

Средняя заработная плата врачей составила 193,7% от средней по региону или 39 844,9 рублей (при плане 167,1%, с 2006 года возросла в 2,8 раза).

Средняя заработная плата среднего медицинского персонала составила 94,7% от средней по региону или 19 482 рубля (при контрольном значении 83,1%, с 2006 года рост в 2,6 раз).

Средняя заработная плата младшего медицинского персонала составила 47,8% от средней по региону или 9 843,7 рубля (при контрольном значении 45,3%).

Уровень оплаты труда социальных работников составил 50,2% от средней зарплаты по региону или 10 320,8 рублей при контрольном показателе 47,5%.

Не достигнуты плановые показатели по следующим категориям:
педагогические работники дошкольных образовательных учреждений (отношение их средней зарплаты к заработной плате в сфере общего образования составило 98,8% или 16 594,2 рубля при контрольном показателе 100%);
педагогические работники образовательных учреждений дополнительного образования детей (отношение их средней заработной платы к заработной плате учителей составило 71,8% или 15 429 рублей при контрольном показателе 75%);
научные сотрудники (уровень оплаты труда составил 123,8% или 25 358,8 рублей при контрольном показателе 128%).

На предстоящий период перед Правительством стоит задача более тщательно контролировать вопрос достижения целевых значений в части оплаты труда, так как это затрагивает жизненные интересы людей.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В плане развития системы дошкольного образования перед нами стоит задача обеспечить доступность и качество услуг путем строительства, реконструкции и проведения капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений.
В 2013 году из федерального бюджета на эти цели поступило 185,9 млн. рублей, из регионального бюджета было направлено 84,3 млн. руб. В итоге введено 1776 мест - за счет строительства, капитального ремонта, приобретения зданий и возврата зданий; создания мест в группах кратковременного пребывания и семейных групп; за счет уплотнения групп полного дня в детских садах. В 2012 году было создано 1994 дополнительных места.

В результате число детей, охваченных дошкольным образованием, с 2006 по 2013 год увеличилось в 2 раза (с 6867 до 11 149 детей). В 2014 году планируется ввод еще 1 136 мест. Планируемое финансирование из федерального бюджета составляет 79,5 млн. руб., республиканского - 85,7 млн. руб.

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В качестве важнейшей задачи развития и модернизации системы общего образования Правительством определено создание условий для обучения детей, включая поэтапные меры по благоустройству и оснащению школ.

В 2009-2011 годах на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях школ из федерального бюджета было выделено 252,3 млн. руб., из республиканского бюджета – 18,7 млн. руб.

В 2012 году из резервного фонда Президента РФ на капитальный ремонт Туектинской школы направлено 4 млн. рублей, на ремонт Детско-юношеской спортивной школы им. Н.В. Кулачева в Онгудайском районе – 11,78 млн. рублей. Благодаря поддержке Президента Российской Федерации проведена реконструкция Школы-интерната №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова, Республиканской гимназии им. В.К. Плакаса в Горно-Алтайске.
В 2013 году на подготовку общеобразовательных организаций к новому учебному году было направлено порядка 733 млн. руб. В результате доля школ, в которых проведен капитальный ремонт, составила 64% (в 2009 году – 35%), школ, имеющих водопровод, - 73% (2009 год - 52%), центральное отопление – 67% (2009 год – 60%), канализацию – 65% (2009 год. – 36%).

На решение проблемы материально-технической оснащенности школ в 2011-2013 годах было направлено 524,5 млн. руб., из них средства федерального бюджета – 487,6 млн. руб., республиканского – 36,9 млн. руб., в том числе в 2013 году было направлено почти 182 млн. рублей.

На эти средства закупалось учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, пополнялся учебный фонд библиотек. 100% базовых сельских школ, где учатся дети из отдаленных сел, оснащены средствами транспорта.

В отчетном году доля школ с высокоскоростным Интернетом составила 31% (60 школ), на эти цели направлено 14 млн. руб. Обеспеченность обучающихся составила 7 человек на 1 компьютер (в 2006 году 1 компьютер приходился на 31 ученика).

99,8% учеников обеспечены горячим питанием. В 80% (152) школ произведен ремонт пищеблоков и оснащение современным оборудованием. Созданы технические и организационные возможности для дистанционного обучения детей-инвалидов.

Что касается моральной поддержки, то в 2013 году лауреатами премии Президента Российской Федерации стали 3 учителя, они получили денежное поощрение в размере 200 тыс. рублей, также 3 учителя получили премии Главы Республики Алтай в размере 100 тыс. руб. Учитель русского языка и литературы Онгудайской средней школы Вера Михайловна Попова в 2013 году стала лауреатом конкурса «Учитель года России - 2013». 2 человека получили звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», 12 - «Заслуженный учитель Республики Алтай» (12 человек), «Заслуженный работник образования Республики Алтай» (20 человек).

Хотелось бы также затронуть вопрос об этнокультурной составляющей процесса образования. В 43 школах (это 23% от общего числа) 1612 обучающихся проходят обучение на алтайском языке, в 106 школах (56%, 7269 обучающихся) изучается алтайский язык, в 13 школах (1660 обучающихся) изучается казахский язык.

В рамках мероприятий целевой программы «Развитие алтайского языка на 2012-2015 годы» разрабатываются образовательные программы, учебники, учебные и методические пособия для школ республики (всего за 2006-2013 годы – 139 единиц, в том числе в 2013 году – 30 единиц).

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что благодаря комплексному подходу к решению задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации, направленности на модернизацию образования осуществляется переход системы образования республики на новый, более высокий качественный уровень.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Комплекс мероприятий, проведенных в сфере здравоохранения, позволил обеспечить положительную динамику медико-демографических показателей:
ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась до 66,8 лет;
уровень смертности населения снизился на 1,8%, в том числе от болезней системы кровообращения - на 5%, внешних причин – на 15,3%, болезней органов дыхания – на 1,8%;
смертность населения в трудоспособном возрасте снизилась по сравнению с прошлым годом на 4%.

При снижении общей смертности населения в республике остается высоким уровень младенческой смертности, смертности от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.

В 2013 году продолжались мероприятия по капитальному ремонту учреждений здравоохранения. Был проведен капитальный ремонт городской поликлиники, сосудистого центра, стационарного отделения хирургического корпуса, отделения реанимации и интенсивной терапии, амбулаторно-поликлинического отделения Республиканской больницы, амбулаторно-диагностического отделения Республиканской детской больницы, помещений Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, здания стоматологической поликлиники №1, гаражей центра медицины катастроф, корпусов детской туберкулезной больницы. Открыт ФАП на 10 посещений в смену в селе Нижняя Талда Онгудайского района.  

По программе модернизации республиканские учреждения получили самое современное оборудование. Так, в Республиканской больнице заработал ядерно-магнитный резонансный томограф – это новый уровень высокотехнологичной диагностики.

В 2013 году был образован сосудистый центр Республиканской больницы, в котором получили лечение и медицинские услуги 624 человека. Высокотехнологичную помощь по квотам Минздравсоцразвития России получили 745 жителей республики, в том числе 149 детей. По количеству больных, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, на душу населения Республика Алтай является одним из лидеров в СФО, уступая лишь Новосибирской области.
Какие бы современные больницы мы ни строили, каким бы современным оборудованием их ни оснащали, они будут бесполезны, неэффективны без высококлассных специалистов. Поэтому в 2013 году был реализован ряд мероприятий по привлечению в отрасль высококвалифицированных специалистов, обеспечению достойной оплаты их труда.

Так, выросла заработная плата врачей, среднего и младшего медперсонала, о чем я сказал ранее. В 2013 году единовременную выплату в размере 1 млн. рублей получили 11 молодых врачей, которые прибыли работать в село, и это позволило немного сократить дефицит врачей узкой специальности на местах (в 2012 году – 96 чел.).

Муниципальные образования предоставили 3 медицинским работникам субсидии на приобретение или строительство жилья, выделено 40 земельных участков для жилищного строительства. Также предоставляются такие меры поддержки как предоставление служебного жилья, мест в детских дошкольных учреждениях, комнат в общежитиях, производится оплата съемного жилья для специалистов.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Если в 2006 году в республике было 89 679 получателей мер социальной поддержки, то их на 1 января 2014 года стало 99 069 человек, практически половина населения республики. На финансовое обеспечение мер социальной поддержки в 2013 году направлено 884 млн. 578 тыс. рублей, что в 2,1 раза больше, чем в 2006 году.

Особое внимание было уделено обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. На 1 января 2014 года обеспечено жильем 1119 ветеранов. Также в период с 2006 по 2013 годы улучшены жилищные условия 30 ветеранов болевых действий и 127 инвалидов. На эти цели было направлено 1 млрд. 448 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2014 года на учете оставалось 15 ветеранов Великой Отечественной войны, 152 ветерана боевых действий, 248 инвалидов.

Также за период с 2006 по 2013 годы получили автотранспорт 136 участников и инвалидов Великой Отечественной войны, единовременная денежная компенсация в размере 100 тыс. рублей выплачена 140 инвалидам войны. По распоряжению Правительства Республики Алтай к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне за счет республиканского и муниципальных бюджетов проведен ремонт жилья 964 участникам войны и труженикам тыла на общую сумму 6,5 млн. рублей.

Материальная помощь предоставлена 16 076 малообеспеченным пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми на общую сумму 19 млн. 863 тыс. рублей.

С 2006 года демографическая ситуация в Республике Алтай характеризуется стабильностью. По коэффициенту рождаемости наш регион находится на 4 месте в России и на 2 месте в СФО (уступая Тыве, Чечне и Ингушетии). За последние восемь лет рождаемость выросла более чем на 30%. Естественный прирост населения увеличился с 314 человек в 2006 году до 2055 человек в 2013 году.

Одним из приоритетных направлений Правительства Республики Алтай является поддержка многодетных семей, число которых в республике постоянно увеличивается. На 1 января 2014 года в таких семьях воспитывалось 17 649 детей, что практически вдвое больше, чем в 2006 году. В 2013 году почетное звание «Быйанду Эне» получили 823 многодетные матери. Две многодетные семьи - Ручко из Горно-Алтайска, где воспитывается 12 детей, и Рева из Чойского района, воспитывающие 10 детей, награждены орденом «Родительская слава», три семьи награждены медалью ордена «Родительская слава».

5136 многодетных семей в 2013 году (вдвое больше, чем в 2006 году) воспользовались мерами социальной поддержки. Это денежная компенсация на оплату коммунальных услуг, бесплатные лекарства для детей в возрасте до 6 лет, бесплатный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте для школьников и студентов. Расходы из республиканского бюджета в 2013 году на эти цели составили 43 млн. 443 тыс. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в 2,9 раза.

В 2013 году ежемесячные пособия на ребенка получали 27 799 малообеспеченных семей, расходы по этому направлению составили 98,5 млн. рублей (рост в 1,4 раза по сравнению с 2006 годом).

РЫНОК ТРУДА

В течение 2006-2013 годов уровень регистрируемой безработицы последовательно снижался. Если в 2006 году он составлял 5,2%, до к концу 2013 года – 2,41%.

Всего на реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда было направлено более 350 млн. рублей. 490 предприятий и организаций, находившихся в сложном финансово-экономическом положении, получили финансовую поддержку и сохранили кадровый потенциал.

5598 человек приняли участие в общественных работах. 632 работника прошли опережающее профобучение и остались работать в своих организациях. 992 выпускника прошли стажировку.2662 человека из числа безработных граждан получили финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности и создали 808 дополнительных рабочих мест.

СТРОИТЕЛЬСТВО

На строительство и реконструкцию объектов социальной сферы в 2013 году было направлено 564,9 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета– 222,37 млн. рублей, из федерального бюджета – 388,23 млн. рублей, из местных бюджетов – 10,66 млн. рублей.

273 млн. было выделено на объекты образования: это реконструкция Республиканской гимназии в Горно-Алтайске, школы в селе Верх-Уймон Усть-Коксинского района, в селах Онгудай и Иня Онгудайского района, в селе Кокоря Кош-Агачского района, в селах Белый Ануй и Кырлык Усть-Канского района, в селе Улаган Улаганского района, в селе Беш-Озек Шебалинского района.

168 млн. было выделено на учреждения здравоохранения – это ЦРБ в Кош-Агаче, Турочаке, Онгудае и пристройка к республиканской детской больнице в г. Горно-Алтайске.

93 млн. потрачено на строительство и реконструкцию четырех детских садов - в селе Кызыл-Озек Майминского района на 140 мест, дополнительный корпус на 60 мест детского сада «Солоны» в Горно-Алтайске, а также на детские сады в Алгаире-2 и Бельтире.

На реконструкцию республиканского стадиона «Спартак» направлено 57 млн. рублей, этот объект веден в эксплуатацию.

Также средства направлялись на реконструкцию Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, на спортивный Усть-Коксинского профессионального училища №2, на создание инфраструктуры особой экономической зоны «Долина Алтая» (направлено 352,67 млн. руб., введен объект ВЛ-10 кВ РП № 5 «Каяс»).

Всего за 2006-2013 годы на строительство и реконструкцию объектов социальной сферы (школы, больницы, детские сады, объекты культуры, бассейн) было выделено порядка 7,3 млрд. рублей за счет средств бюджетов всех уровней.

ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Начиная с 2006 года, на территории Республики Алтай ежегодно увеличивается ввод жилья. В 2013 году было построено 752 жилых дома общей площадью около 90 тыс. кв. м. (89,7%). Это на 5,5% выше запланированного и в 2,6 раз больше уровня 2005 года.

Предприятиями и организациями ведено 11 многоквартирных домов общей площадью более 27 тыс. кв. метров, населением за свой счет и с помощью кредитов построено индивидуального жилья 60,5 тыс. кв. м, что больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 26,4%.

Столь существенный рост обусловлен рядом мер, принимаемых как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, в соответствии с Указом Президента создаются специальные условия ипотечного кредитования отдельных категорий граждан. В 2013 году 62 семьи получили социальную выплату на возмещение части процентной ставки либо на уплату части первоначального взноса ипотечного кредита на общую сумму 2,5 млн. рублей. Почти 1 млн. рублей получили трое молодых учителей также для оплаты первоначальных взносов по ипотечным кредитам.

В 2013 году введено два 30-квартирных арендных дома для граждан с небольшими доходами. На субсидии организациям, выкупающим это жилье для дальнейшей сдачи в аренду, и гражданам на компенсацию части расходов на аренду из средств республиканского бюджета в 2013 году выделено около 4,5 млн. рублей. Работа по формированию рынка арендного жилья продолжается и в этом году.

На бесплатной основе предоставляются земельные участки под строительство многодетным семьям. По состоянию на 1 января 2014 года заявки на земельные участки подали 2 042 семьи, 1 079 земельных участков предоставлено. На обеспечение этих участков коммунальной инфраструктурой из республиканского и муниципальных бюджетов было выделено более 30 млн. рублей. В результате 18 земельных участков были обеспечены водоснабжением, 103 – электроснабжением.

В 2013 году выдано 19 государственных жилищных сертификатов на сумму почти 29 млн. рублей гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС.

По программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда освоено 380 млн. рублей, в основном это средства Фонда содействия реформированию ЖКХ (309 млн.), переселено 140 граждан из 4 аварийных многоквартирных домов. Хочу отметить, что Республика Алтай вошла в число десяти субъектов Федерации, где наиболее эффективно идет процесс реформирования ЖКХ, поэтому нам было выделено дополнительно из средств Фонда 190 млн. рублей, в том числе 181 млн. – на переселение граждан, ранее лимиты составляли только 128 млн.

Также в 2013 году было отремонтировано 9 многоквартирных домов почти на 44 млн. рублей, в том числе средства Фонда составили 24 млн., средства республиканского бюджета – почти 10 млн.

ГАЗИФИКАЦИЯ

Общий объем финансирования программы газификации за период с 2008 по 2013 год составил 4 млрд. 325 млн. рублей: в том числе 3 млрд. 531 млн. рублей – это средства ОАО «Газпром». Всего с 2008 года в республике построено 257 км. газопроводов, в том числе 97 км межпоселковых и 160 км внутрипоселковых.

На сегодня газифицировано 1887 домовладений (1308 в Майме и 579 в Горно-Алтайске). Переведено на газ 63 котельные (42 – в Горно-Алтайске, которые охватывают около 90 % от общего объема отапливаемых потребителей, в Майме - 21 котельная с охватом 45% общего объема потребителей).

В 2013 г. окончено строительство межпоселкового газопровода «Горно-Алтайск - Кызыл-Озёк – Бирюля – Александровка - Урлу-Аспак» протяженностью 43 км., введены в эксплуатацию подводящие газопроводы к ряду микрорайонов в Майме и Горно-Алтайске. «

В 2013 году переведено на природный газ 64 автомобиля при поддержке из республиканского бюджета более 3 млн. рублей.

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Дорожный фонд Республики Алтай на 2013 год составил 744,5 млн. рублей. На строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального значения направлено 188 млн. рублей из республиканского бюджета и 354 млн. рублей – из федерального бюджета. 416 млн. из республиканского бюджета было направлено на содержание и ремонт дорог, 55 млн. рублей направлено в виде субсидий муниципальным образованиям на дороги местного значения.

В 2013 году введен в эксплуатацию мостовой переход через реку Тюгурюк на участке дороги «Талда – Тюнгур» сметной стоимостью почти 138 млн. рублей и участок автомобильной дороги «Бирюля - Урлу-Аспак» сметной стоимостью почти 547 млн. рублей.

В целом за восемь лет дорожное хозяйство республики было профинансировано на 6 млрд 324 млн рублей. За это время было построено 19 мостовых переходов общей протяженностью 1 305 м, в том числе такие серьезные и важные для населения объекты, как мосты через реки Лебедь, Каракокша, Кокса, через реку Ело, через Катунь у села Усть-Сема и многие другие. Построено и реконструировано более 50 км автомобильных дорог общего пользования, отремонтировано 631 км дорог и 99 мостовых переходов.

На дороги федерального значения за этот период было выделено 3 млрд. 838 млн. из федерального бюджета. На эти средства отремонтировано более 124 километров Чуйского тракта, в том числе капитальным ремонтом - 38,5 км, реконструировано 8,4 км. – участок от Карлушки до особой экономической зоны «Долина Алтая», освещено 19 населенных пунктов, расположенных вдоль Чуйского тракта.
В отчетном году введен после реконструкции первый участок Чуйского тракта. Реконструкция началась в 2011 году в целях увеличения пропускной способности и повышения аварийной безопасности на автодороге М-52 «Чуйский тракт» в 2011 году начата реконструкция существующей федеральной автомобильной трассы на участке км 428+304 - км 495+000 путем расширения до четырехполосного движения. Всего планируется реконструировать 68 километров – от въезда в республику до Усть-Семы. На этом участке движение наиболее интенсивное, так как здесь расположены самые посещаемые туристические объекты. Общая стоимость реконструкции составит 16 млрд. рублей. В июле 2013 года введены в эксплуатацию 6 и 7 пусковой комплексы общей протяженностью 8,4 км. Стоимость работ на объекте составила 1 млрд. 673 млн. рублей.

В ближайшем будущем мы будем концентрировать средства Дорожного фонда республики на наиболее критических участках. В 2014 году планируется отремонтировать наиболее проблемные, опасные участки дороги «Туекта – Усть-Кан», «Усть-Кан – Усть-Кокса» и «Акташ – Улаган». В будущем так же, с концентрацией средств на тех или иных участках, будут ремонтироваться другие дороги.

Что касается авиасообщения, то в 2013 году из аэропорта Горно-Алтайск были выполнены следующие авиарейсы: 164 круговых рейса по маршруту «Москва – Горно-Алтайск – Москва», 72 круговых рейса по маршруту «Красноярск - Горно-Алтайск - Красноярск» и 19 круговых рейсов по маршруту «Томск – Новосибирск - Горно-Алтайск». Всего аэропорт обслужил более 30 тысяч пассажиров, на 2014 год планируется это число удвоить.

В целях обеспечения доступности воздушных перевозок в 2013 году организациям, осуществляющим авиаперевозки населения, были предоставлены субсидии в размере 68 млн. рублей.

СВЯЗЬ

На территории Республики Алтай постоянно ведутся работы по развитию связи. В 2013 году телефонной, сотовой связью были обеспечены 10 населенных пунктов: сёла Бийка Турочакского района, Уймень Чойского района, Тюдрала, Мендур-Соккон Усть-Канского района, Инегень, Купчегень Онгудайского района, Эдиган, Ороктой Чемальского района, Карым, Верх-Карагуж Майминского района. На сегодня не охвачены сотовой связью 59 сел, эта работа будет поэтапно проводиться.
Уважаемые депутаты!

Правительство при поддержке депутатского корпуса расставило акценты в своей деятельности в соответствии с четко обозначенными стратегическими ориентирами развития. Мы понимаем, что конкурентоспособным сегодня может быть только регион с развивающейся экономикой. Поэтому усилия Правительства должны быть сосредоточены на формировании благоприятного инвестиционного климата и обеспечения притока инвестиций в секторы экономики.

Правительство выстраивает партнерство с бизнесом в соответствии с избранной стратегией, предоставляя бизнесу различные виды государственной поддержки. Так, оказывается поддержка в части доступа предприятий к финансовым ресурсам – в виде предоставления государственных гарантий, грантов, субсидирования части затрат на уплату банковской процентной ставки, льготного налогообложения.

На конкурсной основе инвестиционным проектам предоставляется статус проектов регионального значения, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования – государственной поддержкой на льготных условиях.
Расходы республиканского бюджета Республики Алтай на поддержку инвестиционных проектов регионального значения оцениваются в размере 1 млрд. рублей. Поскольку цифра немаленькая, следует сказать и о бюджетном и социальном эффекте реализации данных проектов.

По состоянию на 1 января 2014 года в реализацию инвестиционных проектов регионального значения инвесторы вложили 6 млрд. 138 млн. рублей частных инвестиций. Таким образом, на 1 рубль из республиканского бюджета приходится более 6 рублей частных инвесторов. Кроме того, при успешной реализации проектов инвесторы планируют вложить еще более 28 млрд. рублей.

В рамках реализации проектов на конец 2013 года было создано 711 рабочих мест. В дальнейшем планируется создание еще около 950 рабочих мест.

Инвесторы, реализующие инвестиционные проекты регионального значения, уплатили более 400 млн. рублей налогов, что в 2,8 раз превышает размер предоставленных налоговых льгот. При выходе на проектную мощность размер налоговых отчислений по этим проектам составит более 700 млн. рублей ежегодно.

В целях стимулирования развития туризма и санаторно-курортной сферы установлены налоговые льготы для резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Приняты законы, устанавливающие налоговые льготы в виде пониженной ставки транспортного налога, а также налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет.

Также приняты необходимые законодательные и нормативные документы по конкретной поддержке инвесторов, особенно при решении земельных вопросов, согласительных и разрешительных процедур с надзорными органами, вопросов инфраструктурного характера.

В 2013 году началась активная работа по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике Алтай. Большая часть элементов выполнена. Также в наш основополагающий документ – «Стратегию социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года» включена Инвестиционная стратегия, цель которой - создание максимально комфортных условий для старта и ведения бизнеса на территории Республики Алтай, а также формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов.

Усилия по стимулированию инвестиционной активности в Республике Алтай принесли свои положительные результаты. Так, темпы прироста инвестиций в основной капитал за 2006-2013 годы превысили аналогичный показатель по России (увеличение по республике в 3,8 раза, по России – в 3,6 раза). Всего за прошедшие 8 лет в экономику и социальную сферу было инвестировано более 70 млрд. рублей.

Более чем в два раза выросла доля частных инвестиций в структуре инвестиций в основной капитал. Если в 2005 году данный показатель составлял 28,3%, то в 2013 году - 71,7% от общего объема инвестиций.

Основными крупными объектами частных инвестиций в 2013 году являлись:
строительство животноводческого комплекса, строительство гостиничного комплекса – ООО «Алтай Резорт»; строительство завода по производству белкового концентрата из шрота подсолнечника и рапса – ООО «БиоТехнологии»; газификация региона – ООО «Газпром Межрегионгаз»; строительство и реконструкция электросетей – ОАО «МРСК Сибири»; строительство многоэтажных жилых домов – ООО «Горно-Строй», ОАО «Катуньгэсстрой», ОАО «АИЖК»; строительство и реконструкция станций сотовой связи; строительство искусственного гидротехнического сооружения, очистных сооружений, производственно-эксплуатационной базы на площадке ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина», завершение реконструкции республиканского Национального музея им. А.В. Анохина, строительство объектов всесезонного горнолыжного комплекса «Манжерок».

Об улучшении инвестиционного климата свидетельствует и стабильный рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (с 968 в 2005 году до более чем 10 тысяч на начало 2014 года). Число занятых на малых предприятиях увеличилось с 2005 года в 1,5 раза и к началу 2014 года составило более 11,7 тысяч человек, это около 21% от общей численности работников, занятых на всех предприятиях республики.

В 2013 году государственная поддержка была оказана 7553 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 979 млн. рублей (157% к уровню 2012 года), в том числе по линии Министерства сельского хозяйства РА поддержку получили 7071 сельхозтоваропроизводитель в объеме 314 млн. рублей.

За счет оказания государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства в 2013 году было создано 123 рабочих места, сохранено 4884.

Оборот продукции, производимой малыми предприятиями, по итогам 2013 года составил 10,2 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 5,2% (на 512 млн. рублей).

Налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства увеличились по сравнению с 2012 годом на 38% и составили, по предварительной оценке, 769,6 млн. рублей, что составляет 23,6% от общих поступлениях в консолидированный бюджет Республики Алтай.

С начала деятельности Гарантийного фонда в 2009 году поддержка была оказана 761 субъекту малого и среднего предпринимательства на сумму более 710 млн. рублей. С участием Гарантийного фонда были привлечены заемные средства в размере 1 млрд. 270 млн. руб.

Фонд развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай в 2013 году предоставил 100 микрозаймов на сумму 63 млн. рублей, а с 2009 года количество заемщиков составило 347 на сумму 216 млн. рублей.
В целях оказания поддержки бизнесу также функционируют такие институты как Бизнес-инкубатор, Центр инноваций социальной сферы, институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Республика Алтай ежегодно принимает участие в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России на предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства. Уровень софинансирования мероприятий составляет 20% – республиканский бюджет, 80% –федеральный бюджет.

За период с 2008 по 2013 год таким образом из федерального бюджета привлечено 771,7 млн. рублей.

И в дальнейшем главным вектором деятельности Правительства будет решение комплекса задач по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, обеспечению эффективного и качественного взаимодействия власти и бизнеса, а также снижение административных барьеров. В результате, республика должна стать регионом с благоприятным предпринимательским климатом, где удобно, выгодно и эффективно вести бизнес.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Развитие сельского хозяйства все восемь лет являлось одним из стратегических приоритетов в деятельности Правительства, поскольку в сельской местности проживает более 70% населения республики.

И весь этот период сельское хозяйство демонстрировало стабильный рост со среднегодовым значением 6,7%, что значительно выше, чем в России – 3,6% и в СФО – 1,5%.

В 2013 году валовой выпуск продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 10,5 млрд. руб. С учетом инфляции объем выпуска продукции превысил уровень 2005 года в 1,67 раза.

В отличие от ситуации в целом на молочном рынке России, Республика Алтай, начиная с 2006 года, ежегодно наращивала объемы производства молока. В 2013 году валовой объем производства молока в хозяйствах всех категорий составил 92,6 тыс. тонн, что в 1,44 раза больше уровня 2005 года. Этому результату способствовала региональная программа по развитию молочного скотоводства, финансирование которой с 2009 по 2013 годы составило более 307 млн. руб.
Республика была одним из первых регионов России, внедривших практику субсидирования литра товарного молока. Эта субсидия существует с 2002 года по настоящее время. На федеральном уровне такая поддержка начала оказываться только с прошлого года.

Объем производства мяса скота и птицы на убой в убойном весе, в хозяйствах всех категорий в 2013 году составил 28,8 тыс. тонн, что на 5,7% выше предыдущего года, а к уровню 2005 года объем вырос в 1,63 раза.

Весомый вклад в данные показатели внесли 107 откормочных площадок общей мощностью 13 016 скотомест, созданные в рамках программы «Развитие мясного скотоводства Республики Алтай на 2011 - 2020 годы». Всего с 2009 по 2013 годы данная программа профинансирована в объеме 442 млн. руб.

Из года в год стабильными темпами в Республике Алтай наблюдается прирастает поголовья скота. Поголовье всех видов сельскохозяйственных животных во всех категориях хозяйств на конец 2005 год составляло 245 тысяч голов, а на конец 2013 года – уже 440 тысяч условных голов, с ростом в 1,8 раза.

При этом поголовье КРС выросло в 1,9 раза – 245 тысяч голов, овец и коз – в 1,4 раза – 635 тысяч голов, лошадей – в 2,5 раза – 142 тыс. голов. В результате проведения плановых мероприятий по выбраковке незначительно снизилось лишь поголовье маралов (на 2,3%) и составило 50 тыс. голов.
Также есть данные по позитивной динамке продуктивности основных видов сельхозживотных: средний удой на молочную корову увеличился в 1,4 раза и составил в 2013 году 3050 кг в 2013 году; среднесдаточный вес скота с откорма составил 420 кг. Увеличились такие показатели как начес пуха на одну козу и продуктивность пантов на одного рогача.

Это говорит о том, что сельское хозяйство республики поэтапно переходит на путь интенсивного развития, становится более конкурентоспособным.
За последние годы произошли существенные сдвиги и в перерабатывающей отрасли.

При активной государственной поддержке введены модули по переработке молока в селах Абай (СПК «Абайский» в 2011 году), Турочак (СпоК «Ромашка» в 2009 году), Шебалино (ИП Сайтошев М.В. в 2013 году), Усть-Кан (СПоК «Усть-Канмолоко» в 2011 году), в 2012 году произведена реконструкция и вновь начат выпуск продукции на Черно-Ануйском маслосырзаводе.

В мясоперерабатывающей подотрасли введены мощности в селах Яконур (СППК «Алтайпродукт» в 2011 году – сегодня это единственное предприятие в регионе, аккредитованное для поставок мяса в Госрезерв), Майма (СпоК «Агродар» в 2012 году), в Горно-Алтайске (СпоК «Горно-Алтаймясопродукт» в 2010 году), производилась техническая модернизация крупных мясоперерабатывающих комбинатов.

В период с 2006 по 2011 годы открылись предприятия по переработке шерсти и пуха – СПоК «Золотое руно» и СПоК «Ойрот» в Онгудайском районе - предприятиям оказывалась государственная поддержка в виде компенсации части затрат на приобретение оборудования.

За последние годы республика совершила значительный рывок в переработке лекарственно-технического сырья и продукции пантового оленеводства: продукция ООО «Нарине», ООО «Биостимул», ОАО «Карым», ООО «Фитопам», ООО «Пантопроект», ООО «Ревитал», ООО «Республиканский Пчелоцентр» и других широко известна как в республике, так и за ее пределами.

Несмотря на крайне жесткие бюджетные ограничения, необходимость направления основной части бюджетных средств на исполнение социальных обязательств, объем государственной поддержки реального сектора АПК, предусмотренный на 2014 год, не уменьшился и составил 227,7 млн. руб. из республиканского бюджета с ожидаемым объемом привлечения средств из федерального бюджета - 490 млн. руб.

В целом, за последние 8 лет на государственную поддержку АПК Республики Алтай направлено 5 млрд. 762 млн. руб., в т.ч. из федерального бюджета - 3 млрд. 28 млн. руб., из республиканского –2 млрд. 734 млн. руб.

Хорошее развитие получила и система регионального кредитования: за период с 2006 по 2013 годы сельхозтоваропроизводители привлекли кредиты на общую сумму 8 млрд. 656 млн. руб.

Доля расходов на АПК в общих расходах бюджета увеличилась с 3,6% в 2005 году до 6,2% в 2013 году. В 2014 году, по предварительным оценкам, этот показатель составит 6,7%.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА

Создание комфортных условий проживания на селе является одним из важнейших условий привлекательности и повышения производительности сельского труда, закрепления на селе квалифицированных кадров и привлечения молодых специалистов.

Республика Алтай на протяжении многих лет активно участвовала в ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», а в 2014 году примет участие в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

В результате участия в программе в период с 2006 по 2013 год в сельской местности введено 68,7 тыс. кв.м. жилья, что позволило улучшить жилищные условия 1070 семей численностью 3640 человек.

Введено почти 114 км водопроводов, в том числе 5 водопроводов в селах Усть-Кан, Чоя, Онгудай, Чемал и 15 водопроводных сетей в селах Шаргайта, Верх-Уймон, Кайтанак, Талда, Артыбаш, Кызыл-Озек, Алферово, Бешпельтир, Каспа, Шиба, Мыюта, Ело, Нижняя Талда, Иня, Балыктуюль.

Введено почти 147 км газопроводов в селе Майма, объем средств, вложенных ОАО «Газпром», составил 390 млн. руб..

Введено 67 км электролиний, в том числе линии электропередач в райцентрах Усть-Кан, Улаган, Чемал, в селе Джазатор и микрорайоне Балахан села Кош-Агач.

Введено 2 клуба - в селах Саратан и Усть-Сема, приобретено 4 автоклуба для нужд Турочакского, Чойского, Кош-Агачского, Усть-Канского районов.

Введено 5 ФАПов в селах Инегень, Малая-Черга, Кумалыр, Коо, Мухор-Тархата.

Ведется строительство школы в селе Верх-Уймон, детского сада в микрорайоне «Алгаир-2» села Майма.

В микрорайоне «Алагир-2» реализовывался проект комплексной компактной застройки сельских поселений реализовывались в микрорайоне «Алгаир-2» с. Майма. В рамках пилотного проекта введено в эксплуатацию 16 км линий электропередач; более 4 км водопроводных сетей; 5,5 км сетей канализации; очистные сооружения; 6 км. дорог и тротуаров; благоустроено 11,5 тыс. кв. м. территории; построено 50 жилых домов общей площадью 2712 кв.м.
Торжественное открытие микрорайона состоялось в мае отчетного года во время визита в Республику Алтай министра сельского хозяйства России Николая Федорова.

Всего с 2006 по 2013 годы по программе социального развития села освоено 1 млрд. 739 млн. руб., в том числе из федерального бюджета – 507 млн., из республиканского – 533, из местных бюджетов – 63, внебюджетных источников – 636 млн. руб.

В 2014 году на реализацию программы устойчивого развития сельских территорий будет направлено почти 219 млн. руб., в т.ч. из средств федерального бюджета - 79, республиканского – 66,5, местных бюджетов – 14, внебюджетных источников – 59 млн. руб. Запланирован ввод 4 600 кв. м. жилья; 30 км. газопроводов в селе Майма; 10 км. водопроводов в селах Кызыл-Озек, Черемшанка, Мариинск, Барагаш, Усть-Кокса, Элекмонар, Шашикман, Сейка; запланирован ввод школы в селе Верх-Уймон; продолжится строительство детского сада в микрорайоне «Алгаир-2».

ТУРИЗМ

Туризм - это направление, которое в республике последовательно развивается. В целом мы стабильно вышли на показатель 1,5 млн. туристов в год. В прошлом году из-за дождливого лета произошло некоторое падение турпотока (на 3,3%), он составил 1,45 млн. В 2006 году турпоток был в 2,2 раза меньше и составлял 650 тысяч человек. В 2014 году, благодаря благоприятному прогнозу погоды, ожидается рост турпотока минимум на 10%. С увеличением количества туристов увеличивается оборот денежных средств, приходящих в республику, возрастает сезонная занятость населения в этой сфере.

Инфраструктура туристической отрасли сегодня - это 228 специализированных средств размещения (турбаз, гостиниц), 400 частных домовладений, занимающихся размещением туристов, 86 турфирм, оказывающих экскурсионные услуги, организующих многодневные активные турпоходы. В целом турбизнесом занимаются в республике 714 хозяйствующих субъектов.

Сегодня туробъекты могут предоставить отдыхающим более 17 тысяч мест единовременного размещения, из которых 8 тысяч – круглогодичные. Разработано 350 плановых многодневных и экскурсионных туристических маршрутов, для эксплуатации которых используются 450 маломерных судов, поголовье из 1600 лошадей. Ежегодно турпредприятия закупают продукцию местных сельхозтоваропроизводителей на сумму не менее чем 150 млн. рублей. Единовременно в течение турсезона занято 6 тысяч работающих.

Минимальный объем реализованного турпродукта в 2013 году составил 2,6 млрд. рублей, а с учетом мультипликативного эффекта - 3,45 млрд. руб.

В целях поддержания и укрепления имиджа Республики Алтай как активно развивающегося туристского региона России Правительство большое внимание уделяет имиджевой, рекламно-информационной деятельности. Это участие в международных туристских форумах и выставках, сотрудничество с региональными и российскими СМИ, организация рекламных туров, поддержка событийного туризма, издание рекламно-информационной полиграфической и видеопродукции.

С 2012 года проекты Республики Алтай по созданию туристских и автотуристских кластеров включены в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011- 2018 годы)». В рамках указанной программы реализуется инвестиционный проект «Строительство всесезонного горнолыжного, спортивно-оздоровительного комплекса «Манжерок».

Ведется проработка новых инвестиционных проектов в сфере туризма в целях включения в указанную федеральную программу. На сегодняшний день разработаны концепции создания туристско-рекреационных кластеров в Турочакском (ТРК «Алтын-Ай - Золотое озеро») и Шебалинском районах (АГР «Семинский берег»). Инвесторы ведут работу по подготовке проектно-сметной документации.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Первостепенной задачей Правительства в бюджетной политике является обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств республиканского бюджета. Сейчас, когда в России складывается непростая финансово-экономическая конъюнктура, достаточно остро встает вопрос обеспечения роста налоговых и неналоговых доходов нашего бюджета.

В целях мобилизации и наращивания собственных доходов органами власти ведется совместная работа с налоговыми и контролирующими органами по расширению налогооблагаемой базы, усилению контроля за поступлением неналоговых доходов, повышению эффективности работы по легализации заработной платы и снижению задолженности по платежам в бюджет. Налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета Республики Алтай за анализируемый период с 2006 года увеличились в 2,7 раза.

При этом объем федеральных средств, привлекаемых в республиканский бюджет, возрос в 2,77 раза, это также результат проводимой Правительством работы.

В результате проведенной работы нам удается обеспечивать не только реализацию первоочередных задач и социальных обязательств, но и устойчивое функционирование всех республиканских отраслей, не допускать образования кредиторской задолженности по первоочередным расходным обязательствам.

Приоритеты бюджетных расходов республиканского бюджета остаются неизменными. В первую очередь бюджетные ресурсы направляются на финансирование социально-значимых обязательств в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере, агропромышленном комплексе, жилищном строительстве. На долю таких расходов приходится более 80% расходной части.

В период с 2006 по 2013 годы на республиканский уровень власти было передано дополнительно более 20 полномочий, в результате чего наблюдается значительный рост объема расходных обязательств (в 2,5 раза).

Так, с муниципального уровня были переданы полномочия по содержанию учреждений здравоохранения; с федерального - по содержанию учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования, по компенсации части родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, по выплате вознаграждений за классное руководство, а также мероприятия по обеспечению занятости населения и ряд других полномочий.

Кроме того, с 2010 года в полном объеме за счет средств республиканского бюджета финансируются расходы на социальные обязательства, которые ранее частично осуществлялись за счет федерального бюджета.

Начиная с 2012 года значительный объем новых расходных обязательств приходится на реализацию указов Президента Российской Федерации, в том числе в связи с увеличением оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы. За период с начала действия указов рост расходов на выплату заработной платы с начислениями составил 2,2 раза, на социальные выплаты - 2,5 раза, на бюджетные инвестиции - 1,2 раза.

Республика Алтай активно участвовала и неоднократно побеждала в федеральных конкурсах по реформированию общественных финансов и повышению эффективности бюджетных расходов.

По итогам 2012 года Республика вошла в десятку самых активных субъектов РФ по открытости сведений о государственных учреждениях.

Особо следует отметить работу по переходу на программно-целевые принципы организации деятельности органов государственной власти. В настоящее время утверждены 12 государственных программ Республики Алтай, что позволило уже в 2013 году сформировать республиканский бюджет на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов с учетом этих программ.

Минфин России при подготовке ежегодного рейтинга качества управления региональными финансами в течение трех последних лет включает Республику Алтай, единственную из высокодотационных регионов, в группу из 23 субъектов Российской Федерации с высоким качеством управления региональными финансами. Это, безусловно, высокая оценка и предмет нашей гордости.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Итоги этой работы позволяют говорить о совершенствовании системы государственного управления. Поэтапно и планомерно реализуется создание и развитие «электронного правительства». Продолжает развиваться сеть многофункциональных центров в муниципальных образованиях, для максимальной доступности граждан и организаций к государственным и муниципальным услугам. Дополнительно созданы филиалы в Шебалинском Кош-Агачском, Чемальском, Чойском районах.

В итоге сетью МФЦ охвачено 7 муниципальных образований. В 5 сельских поселениях республики организованы удаленные рабочие места по приему выдачи документов по государственным и муниципальным услугам - Элекмонарское, Соузгинское, Манжерокское, Каракокшинское, Тебелерское сельские поселения).

Сейчас на базе МФЦ доступны к получению 212 государственных услуг, из которых 104 - федеральные, 30 - региональные, 48 - муниципальные, 30 - прочие услуги. Всего в 2013 году исполнено 139,3 тыс. обращений (127% к уровню 2012 года).
К системе межведомственного взаимодействия подключены 19  администраций муниципальных образований и 11 исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, подготовлены 120 рабочих мест в муниципальных образованиях и 36 рабочих места исполнительных органов государственной власти. В результате органы власти обмениваются между собой сведениями, необходимыми при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в электронном виде, не запрашивая их у заявителей.

В 2013 году дополнительно в электронный вид переведены еще 14 государственных и муниципальных услуг. Это государственные услуги по лицензированию отдельных видов деятельности, по предоставлению мер социальной поддержки и услуги в области занятости населения.  Муниципальные услуги в сферах – земельно-имущественного характера, поддержки развития предпринимательской деятельности и прием заявлений по постановке на учет детей в детские сады.
В результате граждане республики имеют возможность подать заявку на получение этих услуг, не выходя из дома, по Интернету через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

В целях оптимизации и рационализации бюджетных расходов органы исполнительной власти и муниципалитеты продолжают работу по совершенствованию системы государственных и муниципальных закупок. С прошлого года внедряется новая система в рамках Федерального «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По итогам  проведенных конкурсов и других способов  закупок за  период с 2011 по 2013 год на закупки продукции, работ и услуг для республиканских нужд направлено 7 млрд. 723 млн. рублей.

Рациональный отбор предложений поставщиков и подрядчиков, конкурсный порядок закупок позволил получить экономический эффект от размещения республиканского заказа в сумме 797 млн. рублей от общего объема планируемого использования бюджетных средств  при размещении заказов.
С целью экономии бюджетных средств с 2012 года проводятся совместные торги. Впервые были размещены заказы на заключение долгосрочных договоров на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и мостов регионального значения сроком на 5 лет, общая сумма размещенных заказов в 2013 году составила 1млрд. 872 млн. рублей.
Для субъектов малого предпринимательства размещено:
123 открытых аукционов в электронной форме на сумму 56,8 млн. рублей;
606 запросов котировок на сумму 16,1 млн. рублей от общего числа размещений.

В Республике Алтай вопросам экономического и социального развития коренных малочисленных народов всегда уделялось особое внимание. Основные направления ориентированы на:
создание условий для устойчивого развития экономики традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания коренных малочисленных народов, в том числе проведение этнокультурных мероприятий;
развитие и модернизацию инфраструктуры и информационно-коммуникационных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
За 2009-2012 годы направлено 159,1 млн. руб., в том числе средств федерального бюджета 64,8 млн. руб., республиканского бюджета – 93,4 млн. руб., местного бюджета - 0,9 млн. руб.:
введены школы в с. Сайдыс на 80 учащихся и с. Курмач-Байгол на 50 учащихся с интернатом на 10 мест;
построен мемориальный комплекс им. Улагашева в с. Паспаул Чойского района;
обеспечено круглосуточное электроснабжение 9 труднодоступных сел (с. Аркыт, с. Коо, с. Язула, с. Курмач-Байгол, с. Чуйка, с. Бийка, с. Суранаш, с. Беле, с. Кок-Паш);
приобретено 7 единиц санитарного автотранспорта для населенных пунктов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов (с. Кокоря, с. Балыкча, с. Уймень, с. Каракокша, с. Бирюля, с. Кебезень, с. Старый Бельтир);
построен локальный энергоцентр на базе микротурбинного оборудования для с. Бийка;
приобретено стоматологическое оборудование и хирургический стол для ЦРБ Улаганского района.

В целом коротко резюмируя, какие мы имеем макроэкономические результаты, несколько цифр по этому поводу в сравнении с 2005 годом. По основным показателям получили:
•    рост ВРП в текущих ценах в 3,5 раза (в сопоставимых ценах в 1,2 раза);
•    рост объемов производства продукции сельского хозяйства в текущих ценах в 3,4 раза (в сопоставимых ценах в 1,7 раза) (в 2006 году переломлена тенденция спада в отрасли, начался прирост поголовья скота);
•    рост объемов инвестиций в основной капитал в текущих ценах в 4 раза (в сопоставимых ценах в 1,9 раза). Изменилась структура и направление инвестиций, активно начали вкладывать частные инвесторы в реальный сектор экономики, в развитие туризма и инфраструктуры (доля частных инвестиций увеличилась с 28,3% до 71,7%);
•    рост объемов работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в текущих ценах в 3,3 раза (в сопоставимых ценах в 2,1 раза) (за 2006-2013 годы введены 28 школ на 6433 мест, 9 детских садов на 773 мест, 14 учреждений здравоохранения, 113 км водопроводных сетей, 253,1 км линий электропередач, 257 км газовых сетей, сетей теплоснабжения общей мощностью 59,2 Гигакал/ч, 25,5 км автомобильных дорог, 19 мостовых переходов, введены также Национальный драматический театр им.П.В. Кучияка, Национальный музей им. А.В. Анохина, плавательный бассейн, стадион  «Спартак» в г.Горно-Алтайске);
•    рост ввода жилья в 2,6 раза (в последние годы активно ведется многоэтажное строительство, обеспеченность жильем увеличилась с 16 кв. м до 19,1 кв. м в расчете на 1 жителя);
•    устойчивое снижение темпов инфляции (с 111,1% в 2005 году до 106,4% на конец 2013 года).
Достигнутые темпы экономического роста оказали влияние на уровень жизни населения:
•    в 2013 году среднемесячная заработная плата одного работника составила порядка 21 тысячи рублей, увеличившись по сравнению с уровнем 2005 года в 3,6 раза (в реальном выражении в 1,8 раза);
•    среднедушевые денежные доходы населения возросли за этот период в 3,3 раза, в 2013 году их уровень составил порядка 14 тыс. рублей;
•    уровень бедности населения снизился почти в 1,5 раза - с 35,9% до 20%, число жителей с доходами ниже прожиточного минимума сократилось на 28 тысяч человек;
•    уровень зарегистрированной безработицы снизился в 2 раза (с 4,6% до 2,4%).

Об уверенности людей в завтрашнем дне свидетельствуют и демографические показатели. Республика Алтай стабильно входит в число регионов России с устойчивым приростом населения. При этом ежегодно в республике увеличиваются показатели рождаемости, а смертность населения имеет устойчивую тенденцию к снижению. Продолжительность жизни населения за этот период увеличилась с 60,4 до 66,8 лет.

Индикатором благосостояния людей является также уровень развития потребительского рынка: в отчетном периоде объем розничного товарооборота увеличился в 4,3 раза (в сопоставимых ценах в 2,3 раза), объем платных услуг населению - в 3,5 раза (в сопоставимых ценах в 1,7 раза).

Уважаемые депутаты! Уважаемые коллеги!

Подчеркну, все действия Правительства были направлены на достижение стратегической цели – повышение благосостояния населения республики.
Четко определены 12 государственных программ, которые, по сути, считаются приоритетами и будут конкретными блоками действий для реализации поставленных Стратегией целей и задач.

Несмотря на то, что данный отчет носит ежегодный характер, как вы уже увидели, анализ социально-экономического развития и итоги деятельности органов исполнительной власти представлены в более длительном периоде. Такой контекст – это, прежде всего, последовательность действий Правительства в решении первоочередных и перспективных задач.

Подводя итоги прошедших восьми лет, можно с уверенностью сказать, что ситуация в экономике стабилизировалась, сформировались предпосылки для долгосрочного роста. Мы понимаем, что другие регионы также характеризуются высокими темпами развития. И здесь важно, чтобы в республике не только сохранилась намеченная позитивная социально-экономическая тенденция, а динамика развития стала более выше, качественнее и эффективнее, чем на других территориях.


Возврат к списку

Дата обновления страницы: 06.10.2017 05:55:40

Орфографическая ошибка в тексте


Текст, содержащий ошибку: