О РЕГИОНЕ

ОРГАНЫ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ





Главы Республики Алтай
Александра Бердникова


ОБЩЕСТВО

ФИНАНСЫ

АПК
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

СТРОИТЕЛЬСТВО

Укокская Принцесса

С 1990 по 1995 годы Южноалтайским отрядом Северо-Азиатской комплексной экспедиции Сибирского отделения РАН велись исследования на высокогорном плато Укок, расположенном в приграничной зане с Китаем, Монголией и Казахстаном. В ходе раскопок в одном из курганов могильника Ак-Алаха было обнаружено уникальное захоронение женщины.


Ее останки обнаружили в деревянном срубе (3,3х2,3 м), сложенном из бревен лиственницы, гладко отесанных с внутренней стороны. Этот сруб был установлен на дне могильной ямы. Все пространство погребальной камеры - от перекрытия из одиннадцати плотно пригнанных бревен до самого дна - заполнял лед. Вместо пола на дне склепа поверх специально выложенной гальки и камней было постелено полотнище из нескольких сшитых вместе кусков черного войлока. У южной стены склепа стояла массивная колода. Её крышка была плотно забита медными гвоздями с круглыми шляпками. По мере оттаивания льда в колоде были обнаружены кожаные украшения - фигуры оленей. Рядом с колодой помещалась посуда с пищей. На полу лежали два разрушенных льдом плоскодонных керамических кувшина. На блюдах сохранились куски мяса. В один из них был воткнут железный нож, окончание рукоятки которого представляет собой симметрично расположенные изображения верхней части морды волка с рогами козерога. В результате получилось так, что центром композиции, украшавшей рукоять, оказалась зубастая волчья пасть.

Как и в других пазырыкских погребениях, в северной части могильной ямы на дне было уложено шесть лошадей. Сохранились шерсть, заплетенные в косы хвосты, деревянные украшения конской упряжи, детали седел и их войлочные покрытия.

Женщина лежала на сложенном вдвое толстом войлоке и войлочной подушке-валике под головой в позе спящей: на правом боку, со слегка согнутыми в коленях ногами и скрещенными на животе руками. Она была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента.

Прекрасно сохранилась одежда. Просторная шелковая рубаха желтоватого цвета с закрывающими кисти рукавами была отделана по швам тонким красным шнуром, а по подолу, горловине, краю рукавов и центру - красной тесьмой; длинная двухцветная (бело-красная) шерстяная юбка держалась на пришитом к ней толстом, свитом из шерстяных ниток, красном поясе с кистями; на ногах - длинные войлочные белые чулки, по верхнему краю украшенные узорчатой войлочной аппликацией.

Умершую сопровождали ее личные вещи. У левого бедра поверх юбки лежало помещенное в войлочный чехол зеркало - четырехугольный кусочек бронзовой пластины, вставленный в деревянную круглую оправу с ручкой; на обороте оправы вырезано изображение оленя. Отполированная поверхность пластины натиралась ртутью, что не только делало эту поверхность блестящей, но и придавало ей свойства настоящего зеркала. Амулеты - бусины, бисер, бронзовые подвески - собраны на ниточки и связанны вместе. Тут же находился "косметический набор": кисточка из конского волоса; рассыпавшееся сине-зеленное порошкообразное вещество (вивианит-минерал, используемый для изготовления синей краски); фрагменты своеобразного карандаша - стерженька из железных колечек, грифелем в котором был вивианит. Этот "карандаш" мог использоваться для раскраски лица в ритуальных целях. Рядом с головным убором стояло каменное блюдечко с семенами кориандра.

Очевидно, что это захоронение незаурядной женщины. Ее богатство и особое место в обществе нашли отражение прежде всего в сооружении просторной погребальной камеры, бальзамировании трупа и положение его украшенную массивную колоду, в сопровождении умершей шестью конями, упряжь которых отличается удивительной красотой и изысканностью.

Настоящим свидетельством богатства и высокого социального статуса может считаться ее шелковая рубаха - редкая для пазырыкцев драгоценность: она встречается только в "царских" курганах. Отметим, что пазырыкская одежда, сшитая из шелка, обнаружена впервые. По этнографическим источникам, различия в одежде между богатыми и бедными у скотоводов часто проявлялись именно в использовании материала.

У молодой женщины с Укока татуированы обе руки от плеч до кистей. Изображения нанесены также на некоторые фаланги пальцев обеих рук. Рисунки синего цвета хорошо выделялись на белой коже, однако сохранились они только на левой руке, на правой - лишь фрагменты на запястье и большом пальце.

На левом плече изображено фантастическое животное - олень с клювом грифа, рогами оленя и козерога. Рога украшены головками грифов; подобная же голова помещена на спине животного, которое показано с "перекрученным" туловищем. Ниже в такой же позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом.

Есть некоторые признаки, позволяющие говорить о том, что молодая женщина, похороненная соплеменниками со столь явно выраженным уважением, отличалась неким особым даром. При этом совершенно не обязательно следует считать ее шаманкой или жрицей. Молодая женщина могла быть врачевателем, сказительницей, предсказательницей. В ритуальной практике Саяно-Алтая известно не менее 30 названий различных специалистов - обладателей тайных знаний, которые всегда существовали наряду с шаманом как его необходимый фон.

Образ молодой женщины, умершей 2,5 тысяч лет назад, поразил воображение многих людей. "Я пишу, чтобы сообщить Вам, что дух женщины из Пазырыка перевернул мою жизнь. Когда я накопила денег, я сделала татуировку, изображающую самку оленя на левом запястье… К своему 39 дню рождения я сделала татуировку оленя-самца на плече… Во мне есть 1/8 крови Ленан - это народность американских индейцев, которые жили по реке Делавар… Когда-то они жили южнее озера Байкал (это около 1000 км от местонахождения Леди), а потом двинулись в Северную Америку через Берингов пролив…" - это строки из письма Розы Доннам (Калифорния, США). А Элизобет Джонсон (Калифорния, США) прислала в Новосибирск слайд с изображением стеганного одеяла, украшенного фигурой фантастического зверя, взятой с татуировки Алтайской Леди.

Испанец Мигель Анхель Гордильо Уркуйя собирается пролететь над теми местами, где были захоронены пазырыкцы, и украсил хвост своего самолета изображением оленя-грифона. Древний символ исчезнувшего народа начинает новую жизнь…

Дата обновления страницы: 01.04.2015 02:48:06

Орфографическая ошибка в тексте


Текст, содержащий ошибку: